24.02.2021

Газета Вишгород. ONLINE

Офіційний сайт газети Вишгород, Новини, архів. ONLINE

Ищите женщину!

Экс-советник главы Минэкономразвития Яника МЕРИЛО: «Я вижу, что система не хочет меняться. Бюрократы стремятся переждать, пересидеть народный энтузиазм, и больше всего боюсь, что люди махнут рукой и перестанут требовать перемен»

Яника Мерило оставила работу в министерстве, поскольку, по ее словам, не могла заниматься внедрением электронных услуг. В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» она рассказала, что мешает запуску E-Government в Украине

Елена ПОСКАННАЯ 
Интернет-издание «ГОРДОН»

Яника Мерило — один из ино­странных экспертов, приглашенных в Украину для работы на правительство. В январе 2015 года ее назначили советником министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичюса.

Мерило более 12 лет занималась привлечением инвестиций и имеет большой опыт работы в сфере информационных тех­нологий. Она является советником председателя комитета иностранных дел эстонского парламента, экспертом ук­ра­инского государственного Агентства по вопросам электронного управления, возглавляет Украинскую ассоциацию венчурного капитала и прямых инвестиций. Среди ее задач на посту советника были улучшение инвестиционного климата и создание E-Go­vernment. Но поскольку реальных полномочий для реализации прогрессивных идей не было, в начале апреля Мерило оставила работу в министерстве. Она основала общественную организацию ICT Competence Center, которая помогает органам власти внедрять электронные услуги.

E-Government (дословно можно перевести как «электронное правительство») — система взаимодействия гражданина и государства без посредников-бюрократов, когда не нужно лично посещать различные службы, а можно через интернет подать документы на рассмотрение, налоговую декларацию, заявление в полицию, заказать справку или выписку. По словам Мерило, E-Government — самый быстрый и эффективный способ оптимизировать государственные структуры в Украине.


«ВСЕГДА БРАЛИ ВЗЯТКИ, ВСЕГДА ГОНЯЛИ В ПЯТЬ МЕСТ ЗА ОДНОЙ СПРАВКОЙ, НО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ТАК ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ»

— После громкой отставки несостоявшегося первого заместителя главы Минэкономразвития немецкого юриста Саши Боровика хочется узнать, по какой причине вы покинули пост советника?

— Потому что у нас разные приоритеты. Мой — электронное правительство и привлечение в Украину инвесторов. А у министра экономики — реформа госпредприятий, системы госзакупок и другие. Место советника не дает достаточного мандата для реального внедрения идей. Я считаю, что сотрудничать надо с теми, кто непосредственно заинтересован и имеет полномочия.

Мы создали в Киеве ICT Competence Centre, который помогает внeдрять элементы электронного правительства в государственных структурах. Я вижу, что система не хочет меняться. Бюрократы стремятся переждать, пережить, пересидеть народный энтузиазм и вернуться к старым методам работы. Система так настроена, чтобы один пришедший реформатор не смог ничего изменить. Больше всего боюсь, что появится усталость и люди махнут рукой, перестанут требовать перемен.

Важно постоянно напоминать правительству и чиновникам, что надо не заниматься реформами, а делать их. Власти должны обеспечить хотя бы минимум в сфере E-Government. Например, дать возможность заранее заказывать получение паспорта и справок по интернету, чтобы приходить за ними в назначенное время, а не стоять в очередях.

Да, всегда брали взятки, всегда гоняли в пять мест за одной справкой. Но это не означает, что так должно продолжаться. Важна публичная демонстрация пороков системы — это первый шаг на пути к ус­пешным реформам.

— В последнее время много говорят об электронном правительстве, но основной вопрос следующий: когда же украинцы смогут голосовать через интернет?

— Такая возможность появится не скоро, потому что нет способа надежно идентифицировать человека через интернет. Чтобы проголосовать в действующих условиях, надо, например, зайти на страницу и заполнить анкету. А кто гарантирует, что заполнил именно этот человек, что именно он отдал свой голос конкретному кандидату и что по пути никто не сфальсифицировал результат? Такой системы для большинства голосующих пока не существует. Нет и правового поля для внедрения электронного голосования.

Частичным и быстрым решением задачи может стать верификация через интернет-банк или мобильный телефон. BankID и MobileID позволят голосовать, заказывать рецепт или счет, получать справки, льготы и субсидии. Ведь в банке есть копия паспорта, а значит, если личность подтверждена, можно пользоваться услугами через личный виртуальный кабинет. То же самое с мобильными операторами, которые предоставляют услуги по контракту.

Если бы была политическая воля на то, чтобы максимально быстро внедрить ID-карточки, то уже, по самому оптимистичному сценарию, через три-четыре года часть украинцев могла бы голосовать, не выходя из дома (для сравнения: в Эстонии ID внедряли для всех граждан 10-15 лет). Но для этого еще нужен новый закон о выборах, в котором будет указано, что электронный голос равняется простому. Но готовы ли принять такой закон правительство и депутаты? Я не уверена.

— В Украине много гениальных IT-специалистов, а также хакеров. Вероятно, причина промедления — угроза взлома системы и фальсификаций?

— Это предлог, чтобы ничего не делать или тянуть время. Украинские IT-специалисты — одни из самых крутых в мире, и не надо их недооценивать. Они могут создать хорошо защищенную систему. А сколько сегодня способов подделать бумажный голос и сфальсифицировать выборы? Множество. Эти методы нарабатывались годами.

При правильно организованной системе сфальсифицировать электронный голос, в отличие от бумажного, невозможно. Например, голосование могло бы проходить через ID-карточку. В Эстонии oна выглядит как обычная пластиковая карта с чипом. Я подключаю ее через специальное устройство к компьютеру, через пинкоды подтверждаю, что это точно я, и ставлю свою подпись в бюллетене.

Есть новые устройства и карточки, позволяющие проводить авторизацию через сканирование пальца, которые совмещают все функции — от цифровой подписи до оплаты в общественном транспорте.


«ЕСЛИ НИЧЕГО ОСОБЕННОГО НЕ ОБЕЩАЛ, ЛЕГКО СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ СДЕЛАЛ»

— Насколько Украина продвинулась на пути внедрения электронных услуг за последний год?

— Mожно было сделать намного больше. Хорошо, что провели конкурс на 3G-частоты и будут внедрять скоростную связь в больших городах. А кто проведет интернет в регионах? В Эстонии обеспечение интернетом — такая же задача государства, как поставка электричества или воды. Сегодня украинским операторам не выгодно развивать связь в небольших рай­онах. И нет никакого органа, который этим бы интересовался. Так и с электронным правительством: вроде всем нужны услуги, но нет стратегии и достаточно уполномоченного органа.

В сфере E-Government Украина на самом начальном этапе. Мне в одном городе-миллионнике показали базу данных о судимости граждан. Это кабинет, где работают четыре пожилые женщины. Огромная комната наполнена полками с ящиками и бумажными карточками. О каких элек­тронных услугах мы сейчас говорим? Начинать надо с самого нижнего уровня: профильные министерства и ведомства должны оцифровать свои базы данных и предоставить возможность другим органам ими пользоваться. За год можно многое сделать и получить первый результат.

— Кто должен заняться этим вопросом и повлиять на ситуацию?

— Внедрять стратегию может орган, стоящий выше ведомств. А на этом уровне у нас премьер-министр. Кроме него, никто сегодня не имеет полномочий влиять на процесс формирования E-Government. Ни одно министерство не может сказать другому: сделай это! Минэкономики не имеет права требовать от МВД создания элект­ронных баз.

Недавно Арсений Яценюк сказал, что вы­полнил все свои обещания. Отлично! Но если ничего особенного не обещал в электронном правительстве, то легко сказать, что все сделал. Сегодня нет даже четкой стратегии развития электронного правительства. Она должна выглядеть примерно так:

— общее видение;

— приоритеты — например, внедрить 20 самых востребованных услуг (заказать паспорт, получить справку, зарегистрировать ребенка и так далее);

— ответственные министерства;

— сроки;

— бюджет;

— контролирующий орган;

— ответственность за невыполнение показателей.

И пока в Украине не появится такой план действий, будет хаос и слабый результат.

— Выходит, надежду на скорое появление электронных услуг в Украине можно похоронить?

— При желании министры отдельных ведомств могут внедрять элементы E-Government и предоставлять электронные услуги.

— Такие в Украине есть?

— Конечно. Xочет и делает Министерство экологии. Весьма активно внедряет электронные решения Министерство обороны. У них все торги проводятся исключительно на Е-площадках. Сейчас реализуются такие проекты: система «Е-здоровье» для госпиталей (медицинские карты переводятся в цифровой формат, так что, где бы ни находился боец, врачи будут иметь доступ к его информации), базы призванных и мобилизованных людей.

Надеемся, что желает изменений МВД. Недавно к нам обратился Арсен Аваков. Мы будем запускать получение справки о несудимости — это уже существенный шаг.

У нас большая надежда на местные органы самоуправления. В начале июня запускается «Портал львовянина». Мы сейчас интегрируем мобильных операторов и банки. Когда они будут готовы, начнется оказание услуг. Я надеюсь, что когда во Львове запустят Е-услуги, в других городах оживятся местные власти и процесс пойдет быстрее. Рассчитываем на человеческий фактор, когда каждый хочет получить то, что есть у другого.

Теоретически, если сейчас будет внедрено (стучит три раза по столу) получение услуг через интернет-банкинг или мобильный телефон, то около восьми миллионов человек в Украине смогут заказывать не­ко­торые справки и документы, не выходя из дома.


«В ЭСТОНИИ 95-97 ПРОЦЕНТОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПОЛУЧАЮТ УСЛУГИ ИМЕННО В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ»

— Как это будет работать?

— Люди смогут войти в свой личный кабинет через верификацию интернет-банка или мобильного телефона, из перечня услуг выбрать нужную и отправить заказ на оформление справки или выписки. Верификацию через свою систему уже активно внедряют «Ощадбанк» и «ПриватБанк».

Подобные электронные сервисы снижают уровень коррупции и позволяют не тратить жизнь на очереди. Все, что сегодня оформляется на бумаге, можно делать через компьютер, не выходя из дома, не отпрашиваясь с работы.

В Эстонии 95-97 процентов пользователей получают услуги именно в электронном виде. Через интернет можно зарегистрировать ребенка, получить рецепт или назначение врача на плановое обследование, просмотреть свою медицинскую карту, оплатить штраф, отправить запрос в мэрию и так далее.

— У пенсионеров часто и мобильного телефона нет, а тут прямая необходимость использовать компьютер и интернет. Как они будут получать электронные услуги?

— Поверьте, когда будут Е-услуги, вырастет интерес к ним и люди быстро научатся все делать через интернет. Например, есть услуга «цифровой рецепт». Человек с хронической болезнью каждый месяц должен получать лекарства. И каждый раз он идет к врачу, тратит время в очереди, нервничает, чтобы получить назначение на бумажке. Е-рецепт можно заказать по телефонному или электронному запросу. Пациент сразу пойдет в аптеку, предъявит паспорт или ID-карточку и заберет свое лекарство. Такие услуги делают жизнь более простой и комфортной.