С момента назначения на пост Министра финансов Украины Натальи Яресько, интернет взорвался различными «публикациями» и «разоблачениями». Большинство из них были на иностранных языках или же давали ссылки на англоязычные ресурсы. Однако для большинства читателей не сразу было понятно, что именно так подозрительно в фигуре Натальи Яресько.
Ответим в двух словах. Наталья Яресько — сестра Кэтрин-Клэр Чумаченко, жены бывшего Президента Виктора Ющенко, получившего сей пост благодаря т.н. «оранжевой революции». Текст наиболее часто приводимой в доказательство статьи — Meet And Greet Natalie Jaresko, US Government Employee, Ukraine Finance Minister
Исходя из статьи понятно, кем является новый министр.
Мы редлагаем вам свой авторский перевод материала. Выводы делайте сами:
(п.с.: ссылки на сайт www.horizoncapital.com.ua уже не открываются. Однако информация осталась в кэше Google)
Встречайте и приветствуйте Наталью Яресько, работника правительства США, украинского министра финансов
В дополнение к статье Джона Хелмера по поводу того, как США тщательно следит за своим подопечным государством Украина посредством назначения своего работника Натальи Яресько министром финансов, предлагаем ознакомиться с публикациями немецкой прессы:
Ukraine: US-Investment-Bankerin ist neue Finanzministerin
Есть смутное подозрение, что пресса США не обратит внимание на назначение нового министра финансов Натальи Яресько и на обвинения её бывшего мужа, что она осуществляла фальшивые займы у инвестиционной компании, в больших объёмах, если не полностью, финансируемой правительством США. Как пишет Хелмер:
Когда американские супруги занимаются управлением бизнес-активами в бывшем СССР и получают прибыль, гарантированную правительством США, с помощью информации, полученной благодаря их положению или связям в правительстве, – это довольно распространённое явление. Редкость – если они умудряются рассориться из-за добычи…
Автор Джон Хелмер, долго проработавший иностранным корреспондентом в России, и единственный западный журналист, возглавляющий собственное бюро, независимое от отдельных национальных и коммерческих связей. Он первый и единственный член администрации Президента США (Джимми Картера), самостоятельно обосновавшийся в России. Оригинальная публикация статьи: (Танцы с Медведями Dances with Bears).
Новый министр финансов Украины, Наталья Яресько, сменила своё американское гражданство на украинское в начале этой недели, но её работодателем остаётся правительство США, даже долгое время спустя после её заявления о том, что она покинула Госдепартамент. Судебные и другие письменные источники в США раскрывают тот факт, что Яресько в качестве совладелицы компании по управлению активами и украинских инвестиционных фондов, зарегистрированных в штате Делавер, зависит в своей заработной платы и инвестициях от гранта в размере $150 млн., выделенного Агентством по международному развитию (США). Американские источники свидетельствуют, что согласно информации её бывшего мужа, Яресько совершала финансовые преступления.
Наталья Яресько была назначена на должность (министра финансов Украины) в понедельник (01 декабря 2014 г. – ред.), а её назначение было утверждено Верховной Радой во вторник вечером (Rada supports coalition-proposed government lineup). Президентский Твиттер (President signed decrees on granting Ukrainian citizenship to three candidates for the ministerial posts) о предоставлении Яресько гражданства Украины для того, чтобы она могла занять этот пост. Юридическая правомерность такого закона была подвергнута сомнению главой блока Порошенко в Парламенте Юрием Луценко. (У Порошенко опровергли предоставление гражданства Яресько и Абромавичусу (обновлено).
О предшественнике Яресько, министре финансов в Киеве Александре Шлапак – смотрите тут: (ССЫЛКА)
Во вторник спикера Госдепартамента (США) Мари Харф спросили (ССЫЛКА): «Как видим, гражданка США была назначена министром финансов (Украины). Имеет ли Вашингтон какое-то отношение к этому назначению»? Харф ответила: «Нет, это выбор украинского народа и его (вот!) представителей. Это их решение. Конечно, я не думаю, что мы вообще должны к этому иметь какое-то отношение… Украинский народ и его представители могут выбирать того, кого они хотят видеть в своём правительстве. В этом заключается прелесть того, как работает этот процесс».
Яресько родилась в украинской эмигрантской общине в Чикаго (Chicagoan granted Ukrainian citizenship to serve in government) и взяла фамилию своего отца Джона Яресько. Её брат, тоже Джон, был активистом украинского движения и получил (Ukrainian Genocide Remembrance Day 2005 Keynote Address by John Jaresko) в 2010 году медаль от украинского президента Виктора Ющенко. Как раз в это время сестра Наталии получила назначение в организованный Ющенко Консультативный Совет Иностранных Инвесторов (Foreign Investors Advisory Council) и Консультативный Совет Украинского Центра содействия развитию внешних инвестиций (Advisory Board of the Ukrainian Center for Promotion of Foreign Investment). Ющенко наградил её медалью Святой Ольги в 2003 году.
Старшая сестра, Катерина (Katherine M. Jaresko-Marcyniuk), вышла замуж за 49-летнего украинца, как и Наталия. В 1989 году Наталья Яресько вышла замуж за Игоря Фиглуса и носила его фамилию вплоть до развода в 2010.
Более подробно о влиянии в Киеве Катерины Чумаченко и других украинско-американских женщин, нанятых Госдепартаментом, включая и Яресько, читайте здесь (Тайны жен и женщин Виктора Ющенко. Екатерина Клер и ее подруги). Чумаченко (внизу, вторая слева, с Президентом Джорджем Бушем в 2005) – вторая жена Виктора Ющенко, Президента Украины 2005-2010.
Фиглус был в Посольстве США в Киеве, когда Наталья занимала там должность.
Фиглус продолжал руководить Американской Торговой Палатой в Украине. Позже он возглавил Western NIS Enterprise Fund (WNISEF). Согласно резюме, которое представила Наталья (An Interview with Natalie A. Jaresko, Managing Partner, Horizon Capital, Kiev), она была «соучредителем Horizon Capital и работала его управляющим партнёром с марта 2006, одновременно выполняя функции Президента и Главного исполнительного директора в WNISEF — пост, который она занимала с февраля 2001. До присоединения к WNISEF Яресько работала Госдепартаменте США. С 1992 по 1995 она работала в качестве Первого руководителя экономического отдела Посольства США в Украине, а до этого занимала различные экономические посты в Государственном Департаменте в Вашингтоне.
После развода Яресько и Фиглуса он был вычеркнут из истории бизнеса, которую она представила как обоснование своего опыта и своей подготовки к должности нового министра финансов Украины. Сайт Horizon Capital (ССЫЛКА) перечисляет в качестве основателей 2-х американцев: Яресько (с Гарвардскими степенями и чикагскими корнями как у Яресько: внизу 1 и 2) и канадо-украинки (3).
Согласно недавнему материалу в газете украинского сообщества из Чикаго (Chicagoan granted Ukrainian citizenship to serve in government), «Яресько проработала более 20 лет в Украине как венчурный предприниматель, принеся Украине несчётное количество инвестиций». Считая несчётное, Яресько раскрывает, что старт фонда WNISEF был сделан правительством США для инвестиций в малый и средний бизнес в Украине и Молдове — по сути, чтобы дать «толчок» развитию частных инвестиций в регионе. Мы начали инвестировать в этот регион в 1995, и вложили 122 миллиона долларов за последние 12 лет в 30 предприятий в широком спектре секторов. Основываясь на способностях нашей команды успешно ориентироваться в этой экономической среде, нашем послужном списке и многообещающей экономической среде Украины, мы основали в 2006 году Horizon Capital».
Деньги правительства США поступали из Агентства США по международному развитию (USAID). Обещанные на сайте организации отчёты (ССЫЛКА) по операциям финансирования в Украине и Молдове между 1997 и 2005 годами пропущены. Финансовый отчёт (ССЫЛКА) для WNISEF за 2003, первый публично доступный, показывает, что грант USAID, выделенный фонду, достигал $150 миллионов, с обязательством по аккредитиву в размере $141,7 миллиона; $113, 6 миллиона были выплачены к концу 2003 года. Величина активов в этом году снизилась, тогда как зарплата менеджмента, командировочные расходы и другие затраты росли. Фонд был убыточным – отрицательное сальдо в $4,3 миллиона в 2002, $ 5,1 миллиона убытков в 2003.
Последний доступный отчёт WNISEF — за 2012 год (ССЫЛКА). Его можно увидеть здесь. Инвестиционная стоимость активов в 2012, выросшая в 2003 году, в предыдущем, 2011 году, снизилась. Инвестиционный доход достиг в 2012 году $1,2 миллиона, на 43% меньше в сравнении с предыдущим годом. Менеджмент по-прежнему обеспечивал себе высокую зарплату, но количество командировок сократилось. И самое главное, получен убыток в $6,4 миллиона по сравнению с доходом в размере 401,662 долларов 2011 году.
Horizon Capital сообщает о WNISEF как о «краеугольном партнёре с ограниченной ответственностью в EEGF» — то есть в Emerging Europe Growth Fund LP, фонде прямого инвестирования. Его инвестиционный портфель можно посмотреть здесь (ССЫЛКА). Фонд EEGF II L.P. это то, что группа Яресько называет «фонд-последователь, расширяющий успех EEGF», $132- миллионный фонд, возникший в 2006 г. благодаря аналогичной инвестиционной стратегии. Инвесторами были европейские и американские фонды, банки, частные пенсионные фонды, привлекались университетские дотационные фонды, частные фонды и крупный частный капитал. EEGF II обычно инвестирует от $15 до $40 млн. в каждую из своих портфельных компаний, включая расширение, выкуп и создание выборочных возможностей на ранних стадиях. «Тинькофф Кредитные Системы» в России является (или был) его ведущим (ССЫЛКА) портфельным активом.
Заявления Horizon Capital об успешности его фондов, как выяснилось, основаны на том, что в убыточные годы 2003, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009, 2010 и 2012 отчёты не предоставлялись. В те два единственных года, когда компания под руководством Яресько оказалась прибыльной, 2007 и 2011, чистый доход согласно отчётам составил $1,8 млн. и 401,662 долларов соответственно. В разделе активов в годовых отчётах преобладают вложения USAID в размере в $150 млн. Вложения в фонды других инвесторов оказывались растраченными.
Когда Яресько спрашивали о её инвестиционной деятельности, она говорила: «мы очень довольны как притоком инвестиций, так и сферой их реализации, и надеемся, что 2006 год будет урожайным для наших инвесторов». Окончательный отчёт (ССЫЛКА) за 2006 год выявил чистый инвестиционный убыток в размере $5,3 млн.
В комментарии, опубликованном (Ash comments on reports Poroshenko wants Natalie Jaresko as finance minister) в Киеве Тимоти Эшем, аналитиком Standard Chartered bank, Лондон, Яресько «очень хорошо подготовленная, опытная и очень выносливая, у неё есть уникальная возможность снять трубку и виртуально связаться с любым лицом, принимающим решения в Вашингтоне, без всяких предисловий; её знают – и ей доверяют». Эш также говорит: «она отвечает всем требованиям как международный эксперт, чистый и, похоже, радикальный мыслитель – способный нестандартно мыслить. Она говорит по-украински и прожила в Украине много лет, поэтому знает, что к чему, что как работает или, скорее, не работает».
В интервью по телефону Эш сказал, что он не знает, финансировало ли правительство США инвестиционный фонд Яресько. «США это делают» — признает он. Когда его спросили, знает ли он что-либо об успехах её инвестиционного портфеля и опыте, Эш сказал, что в детали он не вникал. «Она была в стране (Украине) 20 лет…Я ничего не знаю об успехах (инвестиционной компании)» «Для того, чтобы быть финансовым министром, — добавил Эш,- совсем не обязательно быть персоной из министерства финансов».
Она чрезвычайно высоко квалифицирована для этой должности – нет никаких сомнений, что любой, прочитавший её резюме, сказал бы то же самое. Карьера в политике, а не в финансах, дала канцлеру Объединённого Королевства Джорджу Осборну достаточную квалификацию для его поста, или даже его предшественнику Гордону Брауну. На вопрос, что Эш имеет в виду, характеризуя Яресько как «чистую», и что он знает о её связях с украинскими олигархами, он ответил: «Я не думаю, что её можно поставить в один ряд с каким-нибудь олигархом».
Какое влияние его банк сейчас имеет на Украину? Эш отвечает: «Согласно установленным Объединённым Королевством нормативным требованиям, я не имею доступа к этой информации…возможно, вы хотели бы удостовериться, что у меня есть какие-то «неполноценные» рекомендации как для Украины, так и для России – так вот, если вы подозреваете что-то несоответствующее – меня это не волнует».
Единственная официально зафиксированная связь Яресько с украинским олигархом – это её контакты с Виктором Пинчуком: она была постоянной участницей его форума Ялтинская Европейская Стратегия (YES) а также выступала на других мероприятиях, спонсируемых Пинчуком (Yalta Annual Meeting).
В этом году Яресько сказала публично не так уж много.
В мае 2014 года, обращаясь к Фонду Маршалла (German Marshall Fund of Washington), она говорила о «конкурентоспособности» и «инфраструктуре» в Украине, но никоим образом не отметила факт влияния гражданской войны на инвестиционную привлекательность.
В следующем месяце, июне 2014, выступая в Стокгольме, Яресько сказала: «то, что вы видите в газетах – это малая, очень малая часть реальности, реальность намного богаче, возможности гораздо больше, реальные изменения гораздо глубже, чем о них можно прочитать в газетах». И снова ни единого упоминания о гражданской войне.
Для более детального представления о результативности фондов Horizon Capital в 2013 году Татьяну Бега, спикера фонда по инвестиционным связям в Киеве, попросили пояснить, является ли зарегистрированная собственность Horizon Capital украинской, каков размер текущих активов в управлении, является ли фирма сейчас прибыльной, и какие сделанные портфельные инвестиции она считает успешными. Ответа не последовало. В январе этого года Яресько разместила авторизованную версию своего карьерного роста в украинском издании Форбс,которую можно посмотреть здесь (Инвестиции патриотов). Журналист Елена Шкарпова не удосужилась проверить итоговые отчёты Яресько для подтверждения её слов.
То, что произошло, когда Яресько ушла из Госдепа с целью заняться собственным, правительственно-финансируемым бизнесом в Украине, раскрыто её бывшим мужем в документах, представленных канцлерскому суду штата Делавэр (Chancery Court of Delaware) в 2012 и 2013 годах. Решение, вынесенное Дональдом Парсонсом, подтверждающее эти факты, можно посмотреть здесь (ССЫЛКА). Без Фиглуса и без правительства США у Яресько не было бы инвестиционного бизнеса в Украине. Средства на финансирование бизнеса и их партнёрских взносов, как оказалось, направлялись Фиглусу и Яресько из Вашингтона.
Согласно материалам суда, «Истец EEGF,L.P. – общество с ограниченной ответственностью из Делавэра было создано для осуществления собственных и заёмных финансовых инвестиций в частные компании в Украине и Молдове. Истец Horizon Capital GP, LLC – компания с ограниченной ответственностью из Делавэра и главный партнёр EEGF. Ответчик — Игорь Фиглус – партнёр с ограниченной ответственностью EEGF. Фиглус ранее был женат на беспартийной Натальи А. Яресько. Яресько – соучредитель Horizon Capital и является главным исполнительным директором EEGF. Фиглус и Яресько поженились в 1989. В феврале 2006 пара совместно вложила в EEGF $150, 000. Позднее, в этом же году, в сентябре, они вложили дополнительно $1,1 миллион в EEGF. Фиглус и Яресько развелись в 2010. Они продолжают заниматься EEGF совместно, до окончательного урегулирования вопросов по своим активам.
Суд выяснил, что в январе 2011, после развода, Фиглус обнаружил, что он имеет задолженность совместно с Яресько как обладатель второй подписи по кредитным договорам, финансировавшим их деятельность в фондах. Судья Парсонс: «Он потребовал информацию о EEGF и нескольких займах, которые Фиглус и Яресько получили от филиала Horizon Capital GP – Horizon Capital Associates, LLC для финансирования инвестиционных обязательств супругов перед EEGF.
К сентябрю 2011 после того, как Фиглус показал, что он прочёл документы, представленные партнёрами супруги, он сделал вывод что займы были «неправильные». Яресько не согласилась с этим утверждением, и потому Фиглус обратился в Kyiv Post, местную англоязычную газету, к журналисту Марку Ранкевичу. Согласно материалам дела, «поскольку у него не было денег для проведения расследования по займам, Фиглус решил сообщить Ранкевичу о своих подозрениях и попросить его заняться расследованием правильности займов. В последующие пять месяцев Фиглус и Ранкевич общались по вопросам, связанным с EEGF в режиме видеопереговоров».
Когда Яресько осознала, что правда вышла наружу, она отправила Фиглусу напоминание, что им подписан договор о неразглашении. Потом она подкрепила это требованием в адрес Фиглуса прекратить и не допускать впредь незаконные действия от имени EEGF, требуя, чтобы он немедленно прекратил раскрытие конфиденциальной информации в отношении EEGF. Поскольку Фиглуса удержать не удавалось, Яресько обратилась в суд Дэлавера в октябре 2012 и добилась для Фиглуса временного запрета на дальнейшее разоблачение.
Цель Яресько, как он сейчас утверждает, была не только заставить Фиглуса замолчать, но и лишить его доли в их общем бизнесе.
Судья отметил, что суд столкнулся с необычными обстоятельствами, когда после развода бывшая жена , являющаяся соучредителем одной компании-истца и возглавляющая другую, пытается принудить мужа соблюдать соглашение о неразглашении в ущерб его интересам. Фиглус утверждает, что предлагал урегулировать вопрос в рамках строгого соблюдения конфиденциальности, но истцы настаивали на полном завершении дела за его счёт с целью лишить его доли в партнёрстве. В этом случае истцы вынуждают мужа действовать в интересах его бывшей жены. Суд в этих обстоятельствах не считает возможным рассматривать обвинения в адрес ответчика.
Газета в Киеве замолчала, и в её архивах нет никаких свидетельств того, что Ранкевич, по-прежнему оставаясь её корреспондентом, проявил исследовательский интерес к Фиглусу, Яресько и Horizon Capital.
Яресько также просила судью Парсонса заставить Фиглуса возместить ей судебные издержки в связи с нарушением Фиглусом обязательств перед группой Яресько. В судебном решении на 26 листах от 28 марта 2013 года Парсон отклоняет требования Яресько. Истцы не представили суду прецедента, и суд не нашёл прецедента, когда бы, как в данном случае, с ограниченного партнёра взыскивалось возмещение (или издержки) такого рода на основании нарушения им партнёрского соглашения… Кроме того, есть также много нерешённых фактических вопросов. В этих обстоятельствах, учитывая отсутствие у истцов достоверных подтверждений их претензии, решение принимается не в пользу истцов.
Когда американские супруги занимаются управлением бизнес-активами в бывшем СССР и получают прибыль, гарантированную правительством США, с помощью информации, полученной благодаря их положению или связям в правительстве, – это довольно распространённое явление. Редкость – если они умудряются рассориться из-за добычи…
История инвестиций, профинансированных правительством США в России через USAID, Гарвардский университет, Андрея Шляйфера (внизу слева), Джонатана Хэя и их жён – Нэнси Зиммерман и Бет Хэберт- закончилась общеизвестно и печально, но не взаимными обвинениями в бракоразводном процессе. Гарвард признался в умышленной растрате акций USAID, но возместил $26,5 млн. Супруги-злоумышленники были обвинены в криминальных растратах акций, но компенсировали только $5,5 млн. Афера также способствовала увольнению на почве конфликта интересов Лоуренса Саммерса (справа) с должности президента Гарварда.